НЛО и религия — кардинальный перелом
Категория: Размышление | Автор: glyk | Сентябрь 20, 2009
Как относится Церковь к многочисленным явлениям неопознанных летающих объектов и существованию инопланетян? Вопрос вовсе не абсурден, поскольку многочисленные свидетельства об НЛО со всех концов мира не могут церковью игнорироваться, а с другой стороны сама формулировка такого вопроса для Церкви кажется бессмысленной, поскольку Библия, вечный источник церковного вдохновения, на сей счет оставляет только две альтернативы верующим: в небе могут летать либо ангелы, либо бесы. Для третьего, в нашем случае инопланетян, в «Книге книг», по крайней мере для ортодоксальных христиан, места нет. И тем не менее, мнение Церкви на сей счет проходит долгий и тернистый путь эволюции.Священник Дуглас Поттер пишет: «Все попытки найти НЛО в Библии являются образцами вычитывания из текста смысла, в нем не содержащегося… Некоторые христиане-исследователи пришли к выводу, что НЛО имеют демоническую природу. Интересно, что ряд исследователей, не из числа христиан, также пришли к этому выводу…» («Christian Apologetic Journal», 1998,N1).
Ему вторит Боб Ларсен, известный проповедник: «Библейская логика приводит нас к выводу, что демоны, то есть падшие ангелы, стоят за феноменом НЛО». «Религиозное откровение свидетельствует, что демоны способны принимать любые виды и формы, любые очертания, но всегда такие, которые могут негативно воздействовать на человека, смутить его, подорвать его веру в Бога… » («Диавол, его нышешние лжечудеса и лжепророки» (Житомир, 1994)). Итак, НЛО – демонические явления!
Так считает долгое время Православная Церковь, Католическая и почти все отколовшиеся от них ветки (включая под час никому неизвестные секты). В общих словах, такое утверждение базируется на мысли, что Земля – центр жизни во Вселенной, созданный Богом, а за ее пределами могут существовать лишь духи, либо ангелы (а они есть добрые и плохие). В первую очередь это широко известное мнение известного православного аскета и богослова иеромонаха Серафима (Роуза) из Калифорнии, США (1934-1982), посвятившего изучению данного вопроса книгу «Знамения на небе: православное объяснение неопознанных летающих объектов». Иеромонах Серафим автор ряда книг по вопросам современной духовной жизни христианина, широко известен на Западе за свой труд «Религия будущего», в котором показан процесс становления религии антихриста в современных восточных культурах и христианских сектах.
Нет ничего удивительного, что иеромонах своим «уфологическим» трудом убедил на многие годы христианский мир в том, что ему следует опасаться НЛО, поскольку «Контакты с НЛО — не что иное, как современная форма оккультных феноменов, существовавших долгие века. Люди отступились от Христа и ждут «спасителей» из космоса — именно поэтому феномен и дает образы межпланетных кораблей и инопланетян». Иеромонах подчеркивает: «Православная литература дает много примеров явлений бесов, которые точно укладываются в схему НЛО: видения «существ» и предметов, которые мгновенно материализуются и дематериализуются всегда с целью устрашения людей и приближения их к погибели». Даже сегодня, задав вопрос об НЛО и инопланетянах христианству, в большинстве случаев вы получите вежливую переадресацию на морально устаревшую книгу Серафима (Роуза). Хотя с 2000 года служители Церкви предпочитают осторожную формулировку взглядов: 5 сентября 2007 года в Киеве состоялось заседание «круглого стола», посвященное феномену НЛО и вообще «неопознанных» объектов, явлений и процессов. На эту животрепещущую тему высказались ученые, профессиональные искатели аномальных явлений и представители Церкви.
«Как Церковь относится к НЛО? Мы их не видели», — сказал пресс-секретарь Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Василий Анисимов. Но даже если бы «зеленые человечки» появились непосредственно на территории Лавры, вряд ли это можно было бы считать свидетельством изменения Божественных предначертаний. «Господь создал так человека, что он не может быть самодостаточным, он нуждается для реализации в Боге и в других людях. Сказано, грешно быть одному, без Бога», — сказал Василий Анисимов, оставив простор для домыслов — являются ли и НЛО намеком на «греховность» одиночества человека. Но одно дело когда мы говорим об НЛО и совсем другое когда говорим об инопланетянах!
Католическая церковь, в отличие от православной во взглядах на данный вопрос ушла далеко вперед. Один из представителей католического духовенства, о. Николай, заявил: «Католическая церковь не сформулировала официальной точки зрения по вопросу о посещении инопланетянами Земли, о возможности существования НЛО. Этот вопрос не входит в компетенцию Церкви. Возможна ли жизнь на других планетах? Да, возможна. Господь — Творец всей Вселенной, всех форм жизни. Отрицая возможность жизни на других планетах, мы отрицаем вездесущность Бога, что противоречит Святому Писанию. Господь управляет всеми, Им сотворенными, мирами: планетами, галактиками, вселенными и т. д. Он — начало всего сущего. Поэтому вполне вероятно, что жизнь существует и на других планетах. О формах жизни, степени ее эволюции мы мало что можем сказать. Но если на других планетах есть разумные существа, то они, как и человек, созданы по образу и подобию Божьему». Официальная же точка зрения Ватикана была высказана в мае 2008 года.
Однако прежде чем ее озвучить, следует принять во внимание немаловажные факты: наличие у Ватикана собственной астрономической обсерватории и собственного штата астрономов. Первая научная астрономическая обсерватория Ватикана была построена в далеком 1789 году в здании около Апостольского Дворца, которое называют «Башней Ветров». Столетие спустя, в 1891 году, Римский папа Лев XIII строит еще одну обсерваторию на холме, позади купола Собора святого Петра. Затем, в 1930-х годах, в Кастельгандольфо строится новая Ватиканская обсерватория, оснащенная немецкими телескопами. Дальнейший рост итальянской столицы вынудил Ватикан переместить обсерваторию в менее оживленное и загрязненное место. В 1981 году для строительства Ватиканской обсерватории был выбран горный массив около города Тусона (штат Аризона, США). В 1993 году Ватикан разместил под Тусоном новейший зеркальный телескоп американского производства. Астрономическая обсерватория — Specola Vaticana — является научно-исследовательским институтом, напрямую подчиненным Святому Престолу; она входит в состав Губернаторства Государства Града Ватикан.
Specola Vaticana может рассматриваться как одна из древнейших астрономических обсерваторий в мире. В обсерватории имеется небольшой штат иезуитских ученых-священников из 13 человек. Они не только ведут собственную программу исследований, но и сотрудничают со многими престижными университетами во всем мире. В 2007 году они провели крупную 5-ти дневную астрономическую Международную конференцию, на которую собрались более 200 ученых из 26 стран, в том числе из США, Великобритании, Италии, Германии, России и Японии. Обсуждались теории физического происхождения Вселенной, особое внимание было уделено образованию темной материи и черных дыр (предыдущая крупная астрономическая конференция прошла в Ватикане в 2000 году). И вот спустя несколько месяцев после конференции в официальной ватиканской газете («L’Osservatore Romano» — «Римский Обозреватель» выходит ежедневно на итальянском, еженедельно на английском, испанском, португальском, немецком и французском и ежемесячно на польском) появляется интервью под названием «Инопланетяне — братья мои», которая шокировала не столько христиан, сколько ученый мир. «Римско-католическая церковь не исключает возможности наличия на других планетах и в других галактиках инопланетной жизни», — об этом рассказал главный астроном Римско-католической церкви, директор Ватиканской обсерватории Габриэль Фюнес.
Святой отец однозначно утверждает в статье, что в космосе могут обитать иные разумные существа, сотворённые Богом. Он предполагает, что если инопланетяне существуют, то среди них могут быть такие, кто не познал первородного греха. Тогда можно предположить, что где-то на д
ругой планете «Адам и Ева» живут в раю. «Если где-то есть внеземные существа, то их следует трактовать как наших братьев и творение Бога», — подчеркивается в статье. Отвечая на вопрос о преследованиях инквизицией Галилео Галилея (упорно настаивал на множественности миров), 45-летний иезуит дипломатично пишет, что были допущены ошибки, однако пришло время перевернуть страницу и обратить взгляд в будущее. Фунес также считает наиболее вероятной теорией происхождений Вселенной теорию Большого взрыва.
Однако это не противоречит его вере, уверен иезуит: «Бог – создатель… Мы не дети случая, а дети хорошего отца, задумавшего нас с любовью». Интервью Габриэля Фюнеса вызвало бурный отклик в мировых средствах массовой информации. Идея о том, что Господь сотворил не только человека, но и инопланетян, была восторженно принята охотниками за НЛО. За публикацией статьи последовали передачи по телевидению и материалы в газетах, свидетельствующие о встречах людей и инопланетян. Ожесточенные дебаты начались в православном мире, а ученые-атеисты указали на очередное стремление Католической Церкви сгладить антагонизм между наукой и верой (очередную попытку Ватикан предпринял в 2009 году, организовав конференцию, приуроченную к 200-летию автора теории эволюции Чарльза Дарвина). До сих пор католическая церковь избегала однозначных ответов на вопрос о существовании инопланетян. Теперешняя же громогласная позиция, так радикально отличная от другого христианского мира, обусловлена, безусловно, наличием определенных астрономических открытий и познаний.
В заключение послушаем православную реакцию на заявления католиков. Иерей Игорь Выжанов, профессор МДА Алексей Осипов и иеромонах Серапион (Митько) прокомментировали статью ватиканской газеты «Инопланетяне — братья мои». Здесь мы встретим упоминавшегося иеромонаха Серафима (Роуза) и осторожные формулировки ответов по данному вопросу. Вывод однозначный: Церковь готовит себя к признанию возможности существования инопланетян на случай существенных доказательств!
Вопрос об инопланетянах, возможность существования которых готов признать глава Ватиканской астрономической обсерватории, неважен для Православной Церкви, поскольку не имеет отношения к ее миссии – спасению человеческой души, сказал секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата иерей Игорь Выжанов. Представитель Русской Православной Церкви назвал высказывания ватиканского астронома «частным мнением отдельного человека», которое нельзя принимать за позицию Католической церкви в целом. «Данный вопрос, по моему глубокому убеждению, не имеет отношения к основной миссии Церкви, коей является спасение человеческой души», – сказал отец Игорь. По его словам, рассуждать об инопланетянах можно только «отвлеченно и умозрительно», поэтому сама постановка вопроса кажется священнику «праздным любопытством».
«А о чем, собственно, речь? Вот если бы действительно был реальный факт – приземлился космический корабль и оттуда вышли инопланетяне – тогда можно было бы серьезно говорить о том, как Церковь к этому относится», – сказал священник. Отвечая на вопрос о целесообразности подготовки к встрече с пришельцами заранее, он отметил, что сейчас человечество еще не может подготовиться к землетрясениям или цунами, которые уносят тысячи жизней, а хочет подготовиться к «каким-то фантазиям». «Почему в XIV или XV веках об этом не говорили? Это фантазия, которая взбрела в голову человеку, когда технически стало возможно воздухоплаванье. Сама эта тема обусловлена чисто техническим прогрессом, а не объективной реальностью или необходимостью», – считает отец Игорь.
Он предположил, что если собрать вместе богословов – и православных, и католических – для обсуждения возможности существования инопланетян с точки зрения Церкви, то найдутся самые различные мнения. «Одни скажут: как мы можем ограничивать действия Бога?! Другие будут утверждать, что земная цивилизация является уникальным творением Божиим», – добавил он. Что касается соотношения различных теорий внеземных цивилизаций с библейским учением о сотворении и истории мира, то, напомнил он, «Библия не обязана описывать технические подробности сотворения мира». «У Священного Писания своя логика и своя цель – общение человека с Богом, приведение человека к Богу, спасение души. В Библии не говорится об устройстве молекул и атомов, о телевизоре, интернете и мобильных телефонах, которыми мы пользуемся сегодня. Библия – это не канал «Дискавери» – заключил священник Игорь Выжанов. В свою очередь, профессор Московской духовной академии (МДА) Алексей Осипов заявил, что «с точки зрения православного богословия нет оснований говорить о возможности наличия внеземных цивилизаций, которые обладают разумом и что-то созидают». По его словам, такая позиция основана, во-первых, на том, что упоминание о внеземных формах разумной жизни «отсутствует в Новом завете».
«Во-вторых, в Церкви имелось очень много людей, которые достигали высочайшей степени богоподобия и святости, и ни один из них никогда не говорил об этом, хотя об очень многих других вещах они говорили», – заметил профессор Осипов. Кроме того, продолжил он, современная астрономия, «продвигаясь далеко вглубь Вселенной, до сих пор не нашла ни одной планеты, о которой можно было бы сказать, что там есть жизнь, подобная той, которая есть на Земле». «Есть все основания отрицать существование какой-либо внеземной разумной цивилизации», – подытожил он. Как отметил А.Осипов, Православная Церковь специально не рассматривала этот вопрос, чтобы вынести о нем определенное суждение. В то же время, по его словам, целый ряд богословов, которые занимались вопросом внеземных цивилизаций, пришли к выводу о том, что космический мир слишком богат, и в нем есть явления, которые пока неизвестны. Но с их точки зрения это явления астрономического порядка, а не духовного.
Есть, по словам профессора, и другая точка зрения, которая была высказана, в частности, иеромонахом Серафимом Роузом, «очень известным иеромонахом и заслуживающим всякого уважения аскетом XX века», американцем, который сначала изучал восточную философию, «был глубоко вовлечен в поиск истины и после долгих исканий пришел к Православию». Отец Серафим допускал существование «духов, которые окружают земную планету и проникают в человеческий мир и даже воздействуют на отдельных людей или какие-то жизненные процессы». «Он говорил, что эти духи, поскольку не могут быть отнесены к духам святым, то есть к ангелам, на церковном языке называются бесами», – пояснил профессор Алексей Осипов.
«Явление инопланетян может стать одним из чудес антихриста» — так прокомментировал указанную статью иеромонах Серапион (Митько) — заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии. «Я полагаю, что опубликованная в ватиканском издании статья является очередным эпизодом налаживания Католической церковью отношений со светской наукой. И мнение одного из представителей Ватикана, пусть и авторитетного, не может иметь обязательного значения для католиков. Поэтому я полагаю, что СМИ просто пытаются сделать сенсацию из довольно обыденной ситуации. К тому же, это не первый случай, когда представители Католической церкви выказывают свою симпатию идеям уфологического круга», – сказал в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько).
«Время от времени, на протяжении последних 10 лет в различных католических журналах появлялись публикации, в которых высказывались те или иные идеи близкие к тем, которые предложил общественности Габриель Фюнес, – напомнил иеромонах Серапион. – И в этом нет ничего удивительного. Ведь если рассмотреть этот вопрос по существу, то он окажется очень сложным с богословской точки зрения. Обычно проблема отношения Церкви к возможности существования иных цивилизаций воспринимается как некая лакмусовая бумажка, как критерий к степени «православности» или консервативности мышления того или иного человека. В сложившейся в XX веке традиции богословской мысли принято утвер
ждать, что внеземных цивилизаций не существует, а все уфологические феномены являются продуктом деятельности падших ангелов, то есть демонов. Эта точка зрения представляется вполне православной, однако необходимо отметить следующее: проблема возможности существования иных миров не рассматривалась в классическом святоотеческом богословии, поскольку перед святыми отцами и учителями Церкви не стояло такой научной проблемы».
Вместе с тем, отметил миссионер, святоотеческое богословие осудило учение Оригена. «Оригеновская картина мира допускала существование внеземных цивилизаций. Одной из основных причин осуждения Оригена и его космологии с идеей множественности и цикличности, заключалось в том, что она вступала в противоречие с фактом единственности факта Боговоплощения и единственности спасения во Христе Сыне Божием, и, соответственно, с фактом единственности мира, в котором совершается спасение. Для православного мыслителя проблема признания существования других миров автоматически означает начало дискуссии о возможности спасения этих миров. А поскольку спасение возможно только через Христа, то неизбежно возникает вопрос о возможности или невозможности иного Боговоплощения кроме того, которое совершилось на нашей Земле. Тем самым происходит умаление уникальности голгофской Жертвы», – сказал отец Серапион. Поэтому, продолжил православный миссионер и философ, «наиболее правильным было бы не задавать лишних вопросов в той сфере, которая не относится прямо к нашему спасению, потому что Божественное откровение дает именно то, что потребно для спасения нашего». «Вопрос же о существовании внеземных цивилизаций не относится к числу вопросов, значимых для нашего спасения. А в той части, когда этот вопрос может оказаться значимым, святые отцы дали на него ответ: Воплощение Сына Божия является единственным, уникальным и неповторимым событием во Вселенной. Но если рассуждать по сути именно вопроса «есть ли иные цивилизации или нет», то можно предположить, что даже если бы они существовали, (а это теоретически возможно, потому что никто, никакой богослов не может ограничить право Творца созидать новые миры), то у нас нет достоверных источников информации о них, т.е. мы не можем знать об их существовании. Поэтому допущение возможности существования иных цивилизаций не является серьезным ударом по христианскому богословию», – считает заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии.
Вместе с тем, отец Серапион отметил, что большинство уфологических феноменов являются «либо игрой воображения человека, либо принятием природных феноменов за уфологические, либо инспирированы какими-то демоническими силами». «Но то, что мы «знаем» об инопланетянах из СМИ из многочисленных голливудских фильмов, мы можем придти ко мнению, что это силы глубоко враждебные человечеству. А что это за силы, святым отцам хорошо было известно – это диавол и аггелы его, падшие ангелы. То, что сейчас вкладывается в образ инопланетян, ранее виделось людьми в образе врага рода человеческого. Поэтому тематика эта для православного человека знакома. И православный человек, который с презрением относится к такого рода явлениям, может испытывать законные опасения относительно того, что некие уфологические феномены, представленные в современной массовой культуре могут быть использованы в негативной эсхатологической перспективе. То есть, совершенно очевидно, что явление «посланцев из космоса» может стать одним из тех чудес, которые начнет совершать антихрист. Поэтому православный человек должен очень внимательно относиться ко всякой информации такого рода», – предостерег отец Серапион. «Возможность же или невозможность существования иных миров находится за пределами человеческого восприятия, за пределами человеческого познания. Об этом знает только Бог, и только Бог может открыть нам это знание. И если Он не открыл его нам до сих пор, то на это есть серьезные причины. И даже если эти причины нам неизвестны, мы должны с благоговением воспринимать Промысел Божий о нас, который ведет нас к спасению», – подытожил миссионер.
P.S. Знаменитое высказывание протопопа Аввакума вполне подходит к современной полной догматизма христианской церкви: «еже до нас положено, лежи оно так во веки веков!». Если и происходят какие-то изменения во взглядах, то на это требуются столетия, что иллюстрирует нам история. Возможность существования инопланетян, признанная в XXI веке католицизмом, долгое время еще будет высмеиваться христианским миром в целом, однако начало дискуссии положено! А тем временем Христианский научно-популярный Интернет-журнал «Библейское Открытие» по поводу научных поисков внеземных цивилизаций информирует верующих: Миллионы долларов из денег налогоплательщиков тратятся ежегодно на не имеющую никакого научного подтверждения веру в существование инопланетян, несмотря на полную безрезультативность этих «исследований», и в то же время без тени сомнения отвергаются как «не научные» бесчисленные свидетельства Божественного замысла в мироздании, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). Воистину, сказки Люиса Кэролла остаются лучшими справочниками по современной научной методологии:
— Кого ты там видишь?
— Никого.
— Мне бы такое зрение! Видеть Никого, да еще на таком расстоянии! Мне даже Кого-то увидеть не удается…
Похожие новости
Журнал научной фантастики благодарит всех тех, кто поделился своими теориями, наблюдениями и просто красивыми историями!