Если магия реальна то…
Категория: Размышление | Автор: glyk | Ноябрь 6, 2009
Не так давно мне довелось побеседовать о практической пользе магии. О практической пользе того, что эзотерики называют магией. Чего добиваются те, кто хакерствует по сновидениям? Или читает Кастанеду? Или чертит схемы шаблонов реальности? Расширяют сферу своих знаний?Но неясно, о чём именно эти знания. Тем более, что многие из этих знаний имеют тенденцию противоречить друг другу. Улучшают свой прожиточный уровень, удачу или здоровье? По совокупности признаков не очень похоже. Претендуя на тайное знание и влияние на президентов, реально эзотерики сталкиваются с проблемами из-за разрывов связи Интернета или плохой работы общественного транспорта. Кстати, «укрощение» общественного транспорта -одно из часто используемых полей приложения Силы юного эзотерика.
Некоторые из просветлённых даже предлагают использовать это в качестве индикатора магической мощи. Если сразу же после твоего появления на автобусной остановке к ней подъезжает нужный тебе автобус — значит, ты сам Калиостро. Скастовать файербол эти эзотерики, как достаточно очевидно, не могут. Хотя по Сети бродит немало историй о том, как некий чародей Икс продемонстрировал учёному скептику Игреку мощное магическое колдунство, после чего Игрек — а) сошёл с ума; б) обвинил Икса в фокусничестве; в) смущённо откланялся и больше не появлялся. Мораль у этих историй одна: «Не связывайся с учёной братией, ничему эти профессора не поверят и никакого толку всё равно не будет».
С первого раза, естественно, не поверят. Но если ты реально владеешь магией и реально хочешь доказать это людям — а не просто символически «попытаться» для галочки в блокноте — то ты сможешь это сделать. Весь вопрос в том, хочешь ли ты этого. И владеешь ли ей. Достаточно регулярно и по первому требованию демонстрировать свой дар многочисленным научным комиссиям на протяжении многих лет. Если понадобится — всем сразу. И даже необязательно являться в небезызвестный денежный фонд, посуливший награду в миллион долларов тому, кто докажет наличие у себя паранормальных способностей. К слову — будь я реальным чародеем, я бы относился к этому фонду крайне подозрительно. Кто докажет, что под столом в здании этого фонда не сидит пара-тройка спец агентов в чёрных костюмах и тёмных очках? Которые сразу же набросятся на меня, едва я продемонстрирую свои сверхспособности, вколют мне дозу транквилизаторов и заставят работать на свою Контору? Перед этим, естественно, вычеркнув моё имя из всех мыслимых и немыслимых официальных документов.
Хотя будь я реальным чародеем, ещё большие подозрения у меня вызвал бы двойственный статус магии в нашем мире. С одной стороны, магию никто не признаёт всерьёз — что само по себе довольно странно, если допустить, что она существует и действует. Отрицает ли кто-нибудь гравитацию? С другой стороны, сведения о магии распространены на всех уровнях общества. Если бы за «отрицанием волшебства» стояла некая чародейская верхушка — как мог бы предположить параноидальный ум реального мага — то они бы стёрли информацию о волшебстве целиком. Но ей позволяют существовать и распространяться в полностью произвольной форме. Почему? Зачем?
Будь я магом, я бы, естественно, не сомневался в существовании магии. Но вышеозначенные вопросы вызвали бы у меня недоумение. Скорее всего, мне бы пришлось предположить, что некая сила целенаправленно поддерживает эту двойственность, следя за тем, чтобы информация о магии не попала на научный уровень ноосферы, при этом циркулируя во всех остальных слоях. Организация по зачистке свидетельств и свидетелей? Контроль над мыслями? И для чего же этой силе так необходимо, чтобы посторонние — пусть и не из учёных — знали о магии? Но здесь уже начинается гипотезирование второго порядка. В реальности мы ещё даже не убедились, существует ли магия.
Для чего тогда я рассуждаю об этом? Это сложно объяснить. С самого раннего времени чтения фантастических произведений мне не нравилась позиция тех персонажей, которые впадали в ступор при появлении чего-то, противоречащего их мировоззрению. И если я вдруг увижу своими глазами кастование файербола — или полёт по воздуху без помощи гравитации, инерции или подручных средств — то мне не хотелось бы тупо стоять с отвисшей челюстью и выпученными глазами, ощущая, как рушится вся моя внутренняя панорама Вселенной. Или — вести поиски жульничества, не останавливаясь даже тогда, когда станет ясно, что никакого жульничества нет. Мне хотелось бы иметь запасной вариант. Поэтому мой мозг работает наподобие многозадачного процессора, уделяющего один такт задаче «А», другой такт — задаче «Б», а третий такт — снова задаче «А».
Поэтому, параллельно с рассуждениями о квантовой механике и судьбах человечества в трансгуманистическую эпоху, я продолжаю обдумывать вариант: «Что, если маги в чём-то правы?» И выстраивать одновременно, кирпичик к кирпичику, обе мозаики. На самом деле мозаик больше, чем две. К примеру, на ту же магию — при допущении о её реальности — можно смотреть по-эзотерически, по-христиански и по-научному. Да, по-научному тоже можно пытаться смотреть — хотя пока эти попытки находятся на стадии зарождения. Отдельного внимания здесь заслуживают квантовомеханические концепции, пытающиеся утверждать, что человеческий мозг способен схлопывать волновую функцию — то есть превращать неопределённую вероятность в определённую действительность. Хотя в этих концепциях также содержится немало пафоса и демагогии, а наиболее последовательным вариантом их рассмотрения можно считать фантастический роман «Карантин» Грега Игана.
Эзотерическая трактовка магии зыбка. Многое построено на недосказанности. Как работает пасьянс Медичи? Ладно, благодаря отражению своей структуры в уме раскладывающего пасьянс. А как работает астрология? Работала ли она тогда, когда в значение планет никто не верил? Как работает порча? Почему маг-хилер может вылечить пациента, и не имея современных медицинских познаний? Здесь я условно допускаю, что может, поскольку выше мы согласились рассмотреть вариант реального существования магии. И почему у «сглаженного» человека может взорваться автомобиль, хотя автор «сглаза» и не подозревал о наличии автомобиля у своей жертвы? Почему энергии условно делятся на «положительные» и «отрицательные»? Каким образом энергия — то, что по своему определению должно быть наипростейшим и однородным, — может иметь «этическую позицию»? Складывается впечатление, что все эти пасьянсы, планеты, порчи, положительные и отрицательные энергии — не более чем… интерфейс. Цветные иконки Windows, для наглядности изображённые в виде привычных блокнотиков и тетрадей.
Но что стоит за интерфейсом? Или кто? Христианская трактовка магии мрачна и глубоко пессимистична. При этом она одна объясняет хоть что-то. На этом месте большая часть читателей должна разочарованно отвернуться от экранов, а оставшаяся — напряжённо впиться глазами в текст в поисках ереси.
По мнению христианских теологов, вся существующая магия построена по технологии «сервер-клиент». Любое волшебство вызвано явным или неявным обращением к внешней силе, находящейся за пределами мозга волшебника.
То же самое, впрочем, относится и к святому чуду. Разница лишь в том, что источник чудес менее склонен идти на такие контакты. Христианство отрицает особые возможности человеческого организма как такового. При всей своей сумрачности, этот подход позволяет объяснить как минимум две вещи. Первая — подчёркнутая интерфейсность магии, причём меняющаяся в зависимости от времени. Раньше читали вслух заклинания из древней книги и жгли шерсть чёрного кота на огоньке свечи, теперь делают пассы и оперируют астральными потоками положительных энергий. Вторая вещь — непонятная причина, по которой информация о магии, удерживаемая от попадания на строго-научный уровень, тем не менее тщательно распространяется по всем остальным уровням. Чья-то заинтересованность в том, чтобы о магии знали, но при этом не подкапывались научно под её корни. Потому что ведь могут и докопаться.
Для чего кому-то необходимо знание людей о волшебстве?
С точки зрения христианства, магия является способом влияния неблагих духов на людей. Правда, не столько разовым — прочёл вслух заклинание и обеспечил себе путёвку в Ад — сколько кумулятивным. Предполагается, что, применяя магию под патронажем невидимых покровителей, человек постепенно меняется не в лучшую сторону — или меняет окружающих. Каким образом это выгодно неблагим духам и Аду? Здесь мы касаемся корней христианской легенды, которые впечатления убедительности уже не производят. Здесь мозаика заканчивается.
Эзотерическая точка зрения не отрицает, что для продвижения в некоторых областях магии может быть важно сотрудничество с некоторыми сущностями. При этом она не говорит ничего конкретного о плате, взымаемой сущностями. Внимание? Эмоциональная энергия? Возможность заглянуть в человеческий мозг? Все эти утверждения балансируют на грани допущений.
Научная точка зрения — то, что можно назвать попыткой научного взгляда на магию как реальный феномен, — пока ещё очень молода и молчит по этому поводу. Мозг, схлопывающий волновые функции? Неосознанное умение человека управлять вероятностью? И ни научная, ни эзотерическая точки зрения не объясняют существование Занавеса, экранирующего магию от науки. В то же время мозаика, выстроенная на основе некоторых христианских утверждений, объясняет это. И объясняет, почему маги, которым полагается быть властелинами мироздания, практикуются на приманивании автобусов. И объясняет, почему магическое знание непередаваемо — в этом заключается один из базовых парадоксов эзотерики. И раскрывает часть уфологических проблем — этой темы я в данном тексте вообще не касался, но почему многие описания встреч с НЛО удивительно схожи со средневековыми описаниями встреч с эльфами или с демонами? Получается, что эта мозаика — из всех рассмотренных здесь мною мозаик, допускающих реальное существование магии, -является наиболее полной. Объясняющей даже буйный расцвет фэнтези.
Выводы? Молитесь, чтобы сверхъестественного на самом деле не существовало, чтобы эзотерики были заблуждающимися и психически больными людьми, чтобы все НЛО были лишь метеозондами, а религия — опиумом для народа. Потому что если магия есть… Это с высокой вероятностью означает, как показано выше, что мы от рождения до смерти находимся под наблюдением недружественно настроенных к нам существ. Версию об их недружественности можно и не принимать, если отбросить христианские постулаты. Но магия, какой её представляют нам эзотерики, при логическом разборе неизбежно оказывается построенной по принципу «сервер-клиент» — и чего хорошего может хотеть сила, неизменно скрывающаяся в тени, скрывающаяся от человечества? Молитесь, чтобы мир был классически материален. Ах да, я и забыл. Если мир классически материален, то молиться некому. Что ж, это тоже может служить в некоторых ситуациях поводом для утешения.
Похожие новости
Журнал научной фантастики благодарит всех тех, кто поделился своими теориями, наблюдениями и просто красивыми историями!