«С кем же в космос?»: ученые о том, зачем школьникам звезды
Категория: События | Автор: eEvent | Февраль 18, 2014
«С кем же в космос?»: ученые о том, зачем школьникам звезды
РИА Новости спросило у российских астрономов, чем именно полезна астрономия в школах.
© РИА Новости. Михаил Фомичев
МОСКВА, 17 фев — РИА Новости. По данным ВЦИОМ, лишь около 1% россиян считают астрономию бесполезным школьным предметом — такие же показатели, например, у литературы, истории, географии и обществознания. РИА Новости спросило у российских астрономов, чем именно полезна эта наука в школах.
Руководитель отдела внегалактической астрономии, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ Анатолий Засов:
Первая причина — это общая культура, это своего рода противоядие против мракобесия. Это понимание тех астрономических явлений, которые наблюдаются в повседневной жизни: смена дня и ночи, смена времен года, метеоры, метеориты, солнечные и лунные затмения, то есть то, с чем люди могут реально встретиться, независимо от того, как сложится их судьба.
Второе — это, конечно, астрономия как расширенный вариант физики, то есть это иллюстрация того, как работают известные законы физики вне Земли. Это, безусловно, очень важно, как некое продолжение физики в проекции на бесконечную Вселенную.
© Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства
Звездные войны: как и зачем возвращать астрономию в российские школы
Третье — уже сугубо практическая причина, это знакомство с быстро развивающейся космической сферой деятельности человека, это наука, экономика, оборона, сейчас практически все развитые страны тратят довольно большие деньги на космические исследования или на их практическое использование — спутники, системы космической связи, космического мониторинга и все прочее. Страны тратят миллиарды долларов, и зачем это нужно, как раз только на уроках физики и астрономии можно объяснить.
Потом остается общее представление о физической картине мира, о том, как все это устроено, пространственно-временных масштабах Вселенной, о природе Земли, Луны, планет, Солнца, звезд, о месте Земли во Вселенной. Такое общекультурное представление о том, где мы живем и что вокруг нас.
Ну и наконец, и мне кажется, это очень важно, астрономия сочленяется почти со всеми естественными науками — физикой, химией, географией — и с историей тоже, хотя это общественная наука. И астрономия очень интересна, ей люди интересуются с детства. Здесь не только удовлетворение естественной юношеской любознательности, но и воспитание интереса к науке вообще, связь с другими науками — через астрономию многие молодые люди пришли к другим наукам, сохранив интерес к науке о небе.
Старший научный сотрудник ГАИШ МГУ Владимир Сурдин:
Во-первых, естественные науки питают технический прогресс, в котором Россия сейчас стремительно отстает.
Во-вторых, религия делит людей на конфессии и этим разъединяет, более того — противопоставляет их. Политика делит людей на страны и в своих интересах противопоставляет их. Естествознание, имеющее общий предмет, общие методы и согласующиеся представления об окружающем мире, объединяет людей. Астрономия — важная часть естествознания, интегрирующая в себе прочие естественные науки. Она дает человеку рациональный взгляд на мир, не противопоставляет «земное небесному», расширяет кругозор и не оставляет места для чуда.
Если мы хотим воспитать современного, самостоятельного, способного к анализу и не униженного «высшими авторитетами» человека, то астрономия должна быть одной из составляющих его образования.
Директор Института астрономии РАН (ИНАСАН) Борис Шустов:
Астрономия — наука мировоззренческая. Если ее убрать, интеллектуальное пространство в человеческих головах обязательно забьется всяким астроложеством и клерикальными догмами. Эти ребята очень настырные и ловкие.
Поколение ЕГЭ уже сильно поражено невежеством. Только что был в родной школе №130 в Екатеринбурге на встрече со старшеклассниками. Было человек 50. Только один знает, что такое астрономическая единица, а уж сколько это километров (примерно, конечно) не знал даже он! С кем же в космос?
Сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева (ФИАН) Сергей Богачев:
Я хотел бы, чтобы астрономия преподавалась в школе, так как, во-первых, мне кажется, что у большинства людей, в том числе школьников старших классов, есть естественный интерес к этому предмету, вытекающий из интереса человека к звездному небу. Во-вторых, астрономия — одна из старейших наук, следы которой можно найти в мифологии, календарях, системах счисления, исторических памятниках, пирамидах. Кроме того, многие области современной физики, например, теория тяготения Ньютона или теория относительности Эйнштейна, были рождены из наблюдения астрономических тел и явлений.
Мне кажется, что одна из главных задач школы — это воспитать просвещенного человека, и, на мой взгляд, в базовый набор знаний должны входить знания о том, что же находится там, в бесконечности, которая открывается нам среди звезд ночного неба.
Ученый секретарь Национального комитета российских астрономов, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН (ИНАСАН) Олег Малков:
Без астрономии люди так и будут всю жизнь считать, что это Солнце обращается вокруг Земли, и отсюда, конечно, очень многие мировоззренческие ошибки. Человек будет просто недообразованный, недосформированный даже.
Похожие новости
Журнал научной фантастики благодарит всех тех, кто поделился своими теориями, наблюдениями и просто красивыми историями!